"Институт управления образованием Российской академии образования"

Центр информатизации образования

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования
Общая информация
Структура
Научные школы
Центр - регионам
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Развитие компетентности в области ИКТ
Сертификационная деятельность
Архив изданий
    Сборник "Ученые записки ИИО РАО" (1997-2015 гг.)
    Электронное периодическое издание "Информационная среда образования и науки" (2011-2014 гг.)
    Журнал "Педагогическая информатика" (2001-2014 гг.)
    Журнал "Информатизация образования и науки" (2009-2013 гг.)
    Научно-методическая литература, изданная в ИИО РАО
    Отчеты НИР и НИОКР по Комплексной программе (1996-2004 гг.)
        ·Отчет за 2004 г.
        ·Отчет за 2003 г.
        ·Отчет за 2002 г.
        ·Отчет за 2001 г.
        ·Отчет за 2000 г.
        ·Отчет за 1999 г.
        ·Отчет за 1998 г.
        ·Отчет за 1996 г.
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

Отчет за 2004 г.


/ Реферат / Список исполнителей /

РЕФЕРАТ

Приоритетные цели и задачи научных исследований в рамках Ком­плексной программы за отчетный период определялись процессом актив­ного использования в современном образовании средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и были направлены на реализа­цию комплексных философских, социальных, педагогических, технологи­ческих, технических, эргономических, физиолого-гигиенических, инже­нерно-программистских проблем развития информатизации общего, про­фессионального и дополнительного образования.

Обоснованы научно-педагогические и организационно-методические условия информатизации системы непрерывного образования. Показано, что информатизация системы непрерывного образования рассматривается в настоящее время как новая область педагогического знания, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой решения комплекса научно-педагогических, методических, нормативно-технологических и технических проблем и задач. Выявлены факторы, положительно влияющие на процессы развития системы непре­рывного образования в условиях информатизации и глобализации совре­менного общества: открытость образования при реализации дистанцион­ных форм и методов получения профессионального образования; возможность использования распределенного информационного ресурса глобаль­ной сети Интернет для получения профессионального образования; целе­направленность развития необходимой профессиональной технологии, ее ориентация на определенный вид деятельности, необходимой для процве­тания того или иного вида производства; реализация интеллектуального потенциала международных научно-производственных сообществ; реали­зация финансового потенциала в организации международного бизнеса (И.В. Роберт).

В аспекте личностно ориентированного обучения рассмотрены основ­ные формы представления зрительной информации в процессе обучения инженерным дисциплинам в вузе: анимация; статические зрительные обра­зы, используемые с целью структурирования материала и обеспечивающие сжатие большой дозы информации во внешне малые размеры с использо­ванием ассоциации символов и с выделением главного; зрительные обра­зы, связанные с различными формами геометризации знаний (Е.А. Солодова).

Проанализирован отечественный и зарубежный опыт создания и при­менения интеллектуальных систем, реализованных в локальных сетях. Вы­явлены основные области применения интеллектуальных систем: индивидуальное обучение, работа в опасных областях деятельности, решение за­дач, требующих значительных вычислительных затрат и т.п. Общей чертой данных типов задач является то, что они не имеют жесткого алгоритм функционирования (А.В. Богословский, В.Е. Дидрих).

Выявлены особенности функционирования Единого информационного образовательного пространства, реализованного на базе геоинформационной системы. Представлены методы и технологии создания интерактив­ного картографического сервиса (ИКС) для интернет-порталов и сайтов, основанного на интеграции современных ГИС- и Интернет-технологий и позволяющего формировать различные картографические изображения и использовать их в Интернет-сервисах образовательной тематики и назна­чения. Описаны функциональные возможности ИКС, способы и техноло­гические решения их реализации в процессе создания Интернет-ресурсов (В.А. Касторнова).

Обоснованы научно-педагогические и организационно-методические условия информатизации школьного образования: представлены цели и задачи информатизации образования, принципы, требования, направления и этапы формирования информационной образовательной среды школы; раскрыты основные направления информатизации образования в школе (использование ИКТ для совершенствования учебного процесса школы и организации различных видов учебной деятельности; применение средств ИКТ в воспитательном процессе, в целях повышения качества и эффективности образовательной и управленческой деятельности в шкале) (И.В. Роберт, Л.Л. Босова, О.А. Козлов, В.С. Лысогорский).

Обоснованы научно-методические подходы к формированию струк­туры и содержания регионального информационного образовательного пространства (на примере Рязанской области), представляющего собой системно организованную совокупность средств создания, актуализации и передачи данных, интеллектуальных и информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, целенаправленно ориентированных на удовлетворение актуальных образовательных потребностей населения региона (С.В. Панюкова).

Сформулированы основные направления обучения учителей использованию информационных технологий (ИТ) в процессе преподавания математики, а также обоснованы положения наиболее целесообразного использования информационных технологий (приобретение знаний; формирование умений и навыкав; проверка знаний, умений и навыкав; закрепле­ние пройденного материала и т.д.). Выявлены особенности организации уроков с использованием средств ИТ. Определены формы организации обучения с использованием средств ИТ для развития познавательного ин­тереса учащихся в процессе изучения математики (Л.П. Мартиросян).

С учетам специфики среднего. профессионального образования разработаны методические подходы к построению учебного процесса по курсу черчения и инженерной графики на базе средств ИКТ. Разработаны структура и содержательное наполнение соответствующего компьютерного практикума (П.Я. Пантюхин).

Разработана концепция портала автоматизированного лабораторного практикума с удаленным доступом (АЛП УД), позволяющего учебным за­ведениям независима от их местонахождения существенна расширить пе­речень лабораторных рабат и углубить практическую подготовку учащихся, используя в этих целях уникальное оборудование, недоступное при традиционных практических занятиях (Э.А. Манушин, А.М. Зимин).

Проведены исследования возможностей практической реализации различных схем автоматизированного управления удаленным дифферен­цированным обучением. Па казана, что практическая реализация основных идей и принципов дифференцированного удаленного обучения заключает­ся в разработке и применении автоматизированной человеко-машинной системы обучения в конкретном учебном заведении (Э.А. Манушин, Л.Я. Пученков).

Обоснованы и разработаны технико-технологические, эргономиче­ские и функциональные характеристики качества автоматизированных систем управления в сфере среднего образования. Подготовлены, согласованы в Министерстве образования и науки РФ и утверждены в Министерстве по связи и информатизации нормативно-методические документы для сертификации прикладных программных средств для управления учебным процессом в общеобразовательном учреждении (И.В. Роберт, Л.Л. Босова, В.Л. Шахин).

Разработан и утвержден пакет документов для регистрации в Ростехрегулировании Системы добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначе­ния (Система добровольной сертификации «АПИКОН») при Институте информатизации образования Российской академии образования (И.В. Роберт, Л.Л. Босова, Ю.А. Романенко). Система предназначена для организации и проведения добровольной сертификации продукции и обеспечивает независимую квалифицированную оценку ее соответствия требованиям действующих педагогико-эргономических стандартов и техниче­ских условий.

Предложена математическая модель оценивания компетентности экс­пертов, участвующих в коллегиальной подготовке тестовых заданий и реализации других процедур педагогической диагностики, являющаяся необходимой компонентой системы количественного оценивания объективно­сти контроля знаний, позволяющей заложить основы управления эффек­тивностью этой системы и повысить достоверность выставляемых оценок (О.А. Козлов, И.Д. Рудинский).

Проведены исследования философских и научно-методологических аспектов информатики как фундаментальной науки и образовательной дисциплины. Показано, что основные концепции информатики, а также ее научные методы и инструментальные средства все более широко прони­кают в другие области научного знания, что придает информатике харак­тер не только фундаментальной науки, но и междисциплинарной области, которая приобретает все более важное общенаучное и общеобразователь­ное значение (К.К. Колин).

Разработаны подходы к повышению эффективности реализации преемственности школьного и вузовского образования в области информационных технологий в условиях введения профильного обучения в старших классах школы (А.А. Кузнецов).

Обобщены результаты исследований в области научно-методических подходов к проведению занятий по информатике и информационным тех­нологиям в 5-6 классах общеобразовательной школы в системе непрерыв­ного образования. Уточнены цели курса и принципы его построения. На этой основе разработан учебно-методический комплект (УМК), включаю­щий учебники с компьютерным практикумом, рабочие тетради для каждо­го года обучения, а также методическое пособие для учителя (Л.Л. Босова).

Разработана концепция организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров высшего профессионального образова­ния в рамках специальности «Прикладная информатика». Обоснована не­обходимость подготовки специалистов в рамках специальностей «При­кладная информатика в экономике (в сфере образования)», «Прикладная информатика в менеджменте (в сфере образования)», а также введение но­вой специальности «Информатизация образования». Выделены принципиальные направления подготовки: подготовка учителя-предметника (препо­давателя вуза) к активному использованию ИКТ на всех видах занятий; подготовка методиста-организатора процессов информатизации образова­ния на всех ступенях образования; подготовка менеджера информатизации образования (И.В. Роберт, О.А. Козлов, Л.П. Мартиросян).

Обосновано содержание образования по специальности 05.13.06 «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами в области образования», охватывающее такие направления, как: информационные технологии в образовании (использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовании; основные понятия и определения; аппаратные и программные средства ИКТ; применение ИКТ в науке и образовании; основные задачи и направления информатизации вузов; теоретические основы информатики и ИКТ); применение автоматизированных систем управления в образовании (теоретические основы АСУ, проблемы и принципы создания АСУ, машинная гра­фика, методы геометрического моделирования, визуализация, проектиро­вание баз данных АСУ) (А.А. Павлов, Ю.А. Романенко).

Обоснована необходимость включения в состав требований государ­ственных образовательных стандартов в области экономики в качестве обязательных вопросов информационной безопасности компьютерных систем. В аспекте информационно-аналитического обеспечения исследо­ваны методические основы преподавания вопросов экономической безо­пасности (В.П. Поляков).

Разработаны научно-методические подходы к формированию струк­туры и содержания подготовки студентов специальности «Информатика» в области организации учебного информационного взаимодействия (УИВ) на базе распределенного информационного ресурса Интернет. Предложена блочно-модульная структура и выделено содержание подготовки будущих Учителей информатики в области осуществления УИВ на примере дисциплины «Учебное информационное взаимодействие на базе ресурса Интер­нет» (И.В. Роберт, Ю.А. Прозорова).

Выявлены основные направления совершенствования информацион­ной подготовки будущих учителей физики, связанные с формированием комплекса знаний о применении возможностей информационных техноло­гий в целях компьютерной визуализации учебной информации; автома­тизации процессов вычислительной, информационно-поисковой деятель­ности, процессов информационно-методического обеспечения; о создании и использовании электронных средств образовательного назначения в процессе преподавания физики (С.В. Панюкова, Д.С. Иванова).

Обоснована целесообразность реализации межпредметных связей в дисциплинах предметной подготовки специалистов в области информати­зации образования на основе информационного подхода, обеспечивающего выполнение гносеологической, регулятивной, интегрирующей, обобщающей и мировоззренческой функций. Выявлены основополагающие принципы отбора содержания дисциплины «Информационный подход в предметных приложениях» для подготовки специалистов в области ин­форматизации образования (М.П. Лапчик, О.В. Шкаруба).

Выявлены методические подходы к подготовке студентов педагогиче­ских вузов по прикладной информатике в области информатизации обра­зования, направленные на решение образовательных, воcпитательных и развивающих задач, которые нашли отражение в квалификационной ха­рактеристике (Т.А: Лавина).

Разработана про грамма курса «Основы кибернетики и эксперимен­тально-исследовательской деятельности для студентов педагогических ву­зов», целью которого является раскрытие сущности информационного подхода к изучению объектов, явлений, процессов окружающего мира, раскрытие общих закономерностей информационных процессов в различ­ных средах, изучение вопросов построения и функционирования систем управления, формирование умений и навыков экспериментально-исследовательской деятельности с применением средств ИКТ (С.Л. Новиков).

Выявлены методические подходы к подготовке педагогических кад­ров в области защиты интеллектуальной собственности, представленной в Интернет. Разработана информационно-методическая система подготовки специалистов в сфере интеллектуальной собственности, реализованная в форме исследовательского прототипа базы данных (З.Ф. Мазур).

Выявлены технологические основы разработки распределенной ин­формационно-образовательной среды по работе с одаренными детьми на базе средств ИКТ. Выделены основные направления развития интеллекту­альной одаренности учащихся в этой среде (Н.В. Софронова).

Обоснована возможность автоматизации процесс а оценивания качест­ва профессиональной педагогической деятельности. Разработана концепция «Содержание мониторинга оценки качества профессиональной педагогической деятельности», в которой в рамках системного, квалиметрического и компетентностного подходов обоснованы принципиальные позиции, структура и содержание оценки качества профессиональной педагогиче­ской деятельности специалистов образовательных учреждений как базис создания программных средств информационных технологий в области внутришкольноro управления (Б.И. Канаев).

Разработана комплексная про грамма физиолого-гигиенических иссле­дований функционального состояния организма младших школьников, отражающая возможное влияние на их организм целого ряда специфических факторов, имеющих место при работе детей на уроках информатики с использованием компьютеров (Л.А. Леонова).

Определены функции институтов повышения квалификации в инфор­матизации дополнительного образования педагогических кадров. Выявле­ны Основополагающие факторы взаимодействия информационных систем ИПК и локальных систем в муниципальных образовательных округах регионов (А.Е. Марон, В.И. Подобед).

Выявлен семантический комплекс категории качества дистанционного обучения (ДО) применительно к системам центров образования взрослых (ЦОВ); построена методологическая база проектирования подсистем оцен­ки качества дистанционного обучения в ЦОВ; предложены рекомендации для разработки критериев качества; построен набор критериев качества и разработана методика оценки качества для конкретной подсистемы дис­танционного обучения в ЦОВ; разработаны экспериментальные материалы сопровождения процесса ДО в ЦОВ по различным предметным областям (А.Е. Марон, В.И. Подобед).

Выявлены технологические и методологические основы перевода кар­точного каталога ГНПБ им. К.Д. Ушинского в цифровую форму. Проведен анализ деятельности библиотек образовательных учреждений в помощь духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся в условиях внедрения в школах и библиотеках информационных технологий (Б.Н. Сизов).

В процессе экспериментальных исследований в рамках Комплексной программы «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» на базе Московского института международных экономических отношений проверена эффек­тивность программы дополнительной подготовки в области информатики и информационных технологий студентов гуманитарных специальностей (О.А. Козлов).

Экспериментальная работа с учащимися 6-11 классов и слушателями курсов повышения квалификации учителей при МИОО позволила выявить важнейшие препятствия к сохранению учебной мотивации школьников при переходе от среднего звена обучения к старшему (C.Г. Смирнов).

На примере Рязанской области обоснованы особенности функциони­рования региональной инфраструктуры телекоммуникационной сети сфе­ры образования, в качестве внутренних элементов которой рассмотрены существующие учреждения образования, органы управления образовани­ем, система повышения квалификации педагогов, сопутствующие (смеж­ные) системе образования учреждения культуры, спорта, здравоохранения и т.п. (С.В. Панюкова).

С целью совершенствования методики преподавания базового курса информатики в 7-9 классах общеобразовательной средней школы прове­дены экспериментальные исследования, показавшие эффективность ис­пользования в учебном процессе разноуровневых дидактических материа­лов по информационным технологиям (обработка графической информа­ции) в аспекте формирования ИКТ-компетенции учащихся (Л.Л. Босова).

На базе Московского педагогического университета проведена "про­бация методического пособия по применению технологии компьютерного тестирования, показавшая целесообразность включения такого курса в содержание подготовки не только учителя информатики, но и учителей дру­гих специальностей (А.Ю. Кравцова).

На базе Тульского государственного университета экспериментально проверена эффективность методических подходов к комплексному исполь­зованию образовательной информационно-коммуникационной среды обу­чения иностранным языкам на неязыковых факультетах в условиях реали­зации многоуровневого профессионального образования. Полученные ре­зультаты могут использоваться в педагогическом процессе кафедр ино­странных языков (З.И. Коннова).

В области исследования качественных преобразований профессио­нальных функций руководителя общеобразовательного учреждения на ба­зе новых информационных технологий проводились исследования, на­правленные на разрешение противоречия между значимостью мониторин­га, анализа и целеполагания как функций внутришкольного управления и низким профессиональным уровнем их исполнения большинством руково­дителей образовательных учреждений средствами информационных тех­нологий экспертного типа (Б.И. Канаев).

Экспериментально проверены социально-педагогические условия формирования единой среды дистанционного дифференцированного обу­чения детей в общеобразовательной школе, к ним отнесены: высокий уровень материально-технического оснащения школы; подготовленность учи­телей к осуществлению профессиональной деятельности на базе средств ИКТ; способность обучаемых к самостоятельной работе; специфика орга­низации учебного материала и др. (Г.И. Дацюк).

Экспериментально подтверждена педагогическая эффективность вне­дрения в учебный процесс школы программного комплекса «Репетитор» (Т.В. Ежова).

Результаты НИР и НИОКР по Комплексной программе внедряются в отечественную школу. Сотрудники Института являются исполнителями основных НИР и НИОКР, объединяя в рамках программы исследования более 26 ведущих коллективов России.

 
Институт информатизации образования РАО, г. Москва:
Роберт И.В. – д-р пед. наук, лроф., научный руководитель
Босова Л.Л. - канд.пед.наук, доц.
Кузнецов А.А. - акад. РАО, д-р пед. наук, проф., научный руководитель
Луканкин Г.Л. - акад. РАО, чл.-корр. РАО
Манушин Э.А. - акад. РАО, д-р техн. наук, пpоф.
Александров И.М. - д-р пед. наук
Богословский А.В. - д-р техн. наук
Виноградова Г.В. - канд. пед. наук
Давыдов ВЛ. - ст. науч. сотр.
Данилюк С.Г. - д-р техн. наук, вед. науч. сотр.
Дашниц Н.Л. - канд. пед. наук
Дидрих В.Е. - д-р техн. наук
Зарубин В.С. - д-р техн. наук
Зимин А.М. - канд. техн. наук
Иващенко М.В. – канд. техн. наук, ст. науч. сотр.
Канаев Б.И. - д-р пед. наук, вед. науч. сотр.
Касторнова В.А. - канд. пед. наук, вед. науч. сотр.
Козлов О.А. - д-р пед. наук, проф.
Колин К.К. - д-р техн. наук, гл. науч. сотр.
Корнеев Н.с. - канд. пед. наук
Кошель О.В. - науч. сотр.
Кравцов С.С. - канд. плед. наук
Кравцова А.Ю. - канд. пед. наук, ст. науч. сотр.
Красновский Г.Э. - ст. науч. сотр.
Лысогорский В.С. - канд. техн. наук
Мазур З.Ф. - д-р пед. наук, вед. науч. сотр.
Мартиросян Л.П. - канд. пед. наук, ст. науч. сотр.
Михаленок В.В. - науч. сотр.
Михайлов Ю.Ф. - канд. пед. наук, вед. науч. сотр.
Новиков СЛ. - канд. пед. наук, доц.
Новожилов А.В. - науч. сотр.
Павлов А.А. - д-р техн. наук, гл. науч. сотр.
Пантюхин ПЯ. - канд. техн. наук, вед. науч. сотр.
Панюкова С.В. - д-р пед. наук, гл. науч. сотр.
Поляков ВЛ. - канд. техн. наук, вед. науч. сотр.
Потапов В.Е. - канд. техн. наук, ст. науч. сотр.
Прозорова Ю.А. - канд. лед. наук, уч. секретарь
Пученков Л.Н. - канд. техн. наук, вед. науч. сотр.
Романенко Ю.А. - д-р техн. наук, гл. науч. сотр.
Русина И.Л.
Сердюков В.И. - д-р техн. наук, гл. науч. сотр.
Смирнов C.r. - канд. физ.-мат. наук, вед. науч. сотр.
Софронова Н.В. - д-р пед. наук, гл. науч. сотр.
Третьякова Л.В. - науч. сотр.
Усенков Д.Ю. - ст. науч. сотр.
Шахин В.М. - канд. техн. наук, вед. науч. сотр.
Фроленко Н.Л. - вед. науч. сотр.
 
ГНПБ им. К Л Ушинского:
Сизов Б.Н. - канд. пед. наук, научный руководитель
 
Институт возрастной физиологии:
Леонова Л.А. - чл.-корр. РАО, научный руководитель
 
Институт образования взрослых РАО, г. С-Петербург:
Марон А.Е. - д-р пед. наук, проф., научный руководитель
Подобед В.И. - д-р пед. наук
Монахова Л.Ю. - канд. пед. наук
Соколов В.И.
 
Университет РАО:
Аржененко А.Ю. - д-р физ.-мат. наук
 
Соисполнители:
Астраханский государственный технический университет:
Зайнутдинова Л.Х. - д-р пед. наук
 
Дальневосточная академия государственной службы:
Кузнецов В.А. - канд. физ.-мат. наук
 
ИПУ РАН, г. Москва:
Бодякин В.И. - канд. физ.-мат. наук
 
Иркутский государственный университет:
Пудалова Е.И. - канд. физ.-мат. наук
 
Кабардино-Балкарский государственный университет:
Шауцукова Л.З. - канд. физ.-мат. наук
 
Калининградский государственный технический университет:
Рудинский И.Д. - канд. техн. наук
 
Коломенский государственный педагогический институт:
Богуславский А.А. - канд. техн. наук
 
Красноярский государственный университет:
Смолянинова О.Г. - д-р пед. наук
 
Курский государственный университет:
Соловьева Е.Г. - канд. пед. наук
 
Курский государственный педагогический университет:
Селиванов И.Н. - д-р ист. наук
 
МАИ, г. Москва:
Латышев В.Л. - канд. физ.-мат. наук
 
МГПИ им. Н.К. Крупской, г. Йошкар-Ола:
Декина А.Л.
 
МОУ № 12 г. Тольятти:
Акмеева С.А. - канд. пед. наук
 
Омский государственный институт сервиса:
Лучко О.Н. - канд. пед. наук
Морарь Е.В.
 
Омский государственный педагогический университет:
Лалчик МЛ. - д-р пед. наук, научный руководитель
Котенко В.В. - канд. пед. наук
Шкабура О.В. - канд. пед. наук
Удалов С.Р. - канд. пед. наук
Воронина О.В. - канд. пед. наук
Рагулина М.И. - канд. пед. наук
Толстых О.М.
Верпета М.С.
Удалова Т.Ю.
Воронина О.В.
 
Оренбургский государственный университет:
Красильникова В.А. - канд. пед. наук
Заварихин А.Е.
 
Оренбургский государственный педагогический университет:
Герасименко С.А. - канд. физ.-мат. наук, научный руководитель
Шухман А.Е. - канд. пед. наук
 
Пермский государственный педагогический университет:
Хеннер Е.К. - д-р физ.-мат. наук, проф., научный руководитель
 
Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова:
Лаryнов А.Ю. - канд. пед. наук
 
Региональный открытый социальный институт, г. Курск:
Ежова Т.В. - канд. техн. наук
 
РГПУ им. А.И Герцена, г. С-Петербург:
Смирнов В.А. - д-р пед. наук
Румянцев И.А. - д-р техн. наук
Киселев С.В.
 
Рязанский государственный педагогический университет им. СА. Есенина:
Рязанцева С.А.
Рязанцев А.Ю.
Лунькова Е.Ю.
Борисова Н.В.
Синявина О.В.
Иванова Д.С.
Трач С.И.
 
Серпуховской военный институт ракетных войск:
Столяревский С.Л. - д-р техн. наук
 
СУНЦ им. Колмогорова, г. Москва:
Андреева Е.Н. - канд. физ.-мат. наук
Фалина И.Н. - канд. пед. наук
 
Тольяттинский государственный университет:
Чертакова Е.М. - канд. пед. наук
 
Тамбовский военный авиационный инженерный институт:
Алексеев В.В. - канд. техн. наук
Малышев В.А - канд. техн. наук
 
Тульский госуниверситет:
Гречихин И.Е. - канд. пед. наук
Коннова З.И. - канд. филол. наук
 
Удмуртский государственный университет г. Ижевск:
Петров П.К. - канд. пед. наук
 
Школа № 1254, г. Москва:
Дацюк Г.И. - канд. пед. наук
 
Хабаровский государственный педагогический университет:
Поличка А.Е. - канд. физ.-мат. наук
Ветохина Н.В.
 
Центр медиаобразованuя г. Тольятти:
Канаев Д.Б. - канд. пед. наук
 
Чебоксарский институт МГОУ:
Щипцова А.В.
 
ЧКИ МУПК, г. Чебоксары:
Баран В.И. - канд. физ.-мат. наук
 
Чувашский государственный педагогический университет, г. Чебоксары:
Лавина Т.А. - канд. пед. наук
Шуверова Т.Д. - канд. филол. наук
Максимова С.В.
 
Чувашский республиканский институт образования, г. Чебоксары:
Бельчусов А.А. - канд. техн. наук
 
Научное редактирование: Роберт И.В. - член-корр. РАО, Босова Л.Л. - канд. пед. наук




22