"Институт управления образованием Российской академии образования"

Центр информатизации образования

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования
Общая информация
Структура
Научные школы
Центр - регионам
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Развитие компетентности в области ИКТ
Сертификационная деятельность
Архив изданий
    Сборник "Ученые записки ИИО РАО" (1997-2015 гг.)
    Электронное периодическое издание "Информационная среда образования и науки" (2011-2014 гг.)
    Журнал "Педагогическая информатика" (2001-2014 гг.)
    Журнал "Информатизация образования и науки" (2009-2013 гг.)
    Научно-методическая литература, изданная в ИИО РАО
    Отчеты НИР и НИОКР по Комплексной программе (1996-2004 гг.)
        ·Отчет за 2004 г.
        ·Отчет за 2003 г.
        ·Отчет за 2002 г.
        ·Отчет за 2001 г.
        ·Отчет за 2000 г.
        ·Отчет за 1999 г.
        ·Отчет за 1998 г.
        ·Отчет за 1996 г.
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

Отчет за 2002 г.


/ Реферат / Список исполнителей /

РЕФЕРАТ

За отчетный период проведен ряд фундаментальных исследований, направленных на развитие теоретической базы реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий в общем, профессиональном и дополнительном образовании; выявление и решение научно-педагогических, программно-аппаратных, технических, эргономических проблем информатизации образования в условиях глобализации, информатизации и массовой коммуникации современного общества. Выявлены отличительные особенности формирующегося глобального информационного общества и определены новые требования к системе образования, адекватные изменившимся условиям существования человечества в XXI-м веке, а также реалиям и тенденциям научно-технического и социального развития.

Проанализированы роль и место проблемы информатизации образования в развитии современного общества (И.В. Роберт, К.К. Колин). Показано, что информатизация является необходимым условием для эффективного решения важнейших задач образования: фундаментализации, повышения доступности для широких масс населения, придания образованию опережающего характера с целью своевременной подготовки людей к жизни и деятельности в новой информационной среде. Обоснована необходимость развития информатизации в приоритетном порядке на всех уровнях системы образования: в общеобразовательной и высшей школе, в системе самообразования и повышения квалификации педагогов, а также в системе подготовки научных кадров через магистратуру, аспирантуру и докторантуру.

Обобщены педагогико-эргономические предпосылки и технологические аспекты реализации процесса информатизации непрерывного образования (И.В. Роберт). Проанализированы информационное взаимодействие на базе современных информационных и коммуникационных технологий; условия формирования и функционирования информационно-коммуникационной предметной среды, осуществление различных видов учебной деятельности, реализуемых в ней; развитие дидактических принципов обучения в условиях реализации возможностей технологий Малтимедиа, Телекоммуникации и «Виртуальная реальность». Рассмотрены условия создания Единого информационного образовательного пространства на базе глобальных телекоммуникаций и реализации возможностей Интернет/Интранет технологии; возможности совершенствования автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебного заведения и организационного управления на основе систем управления базами данных и средств телекоммуникаций. Особое внимание уделено материально-техническим и технологическим условиям становления и развития процесса информатизации образования, оценке качества средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в сфере образования, предотвращению возможных негативных последствий психолого-педагогического воздействия при использовании информационных и коммуникационных технологий, а также информационной защите личности. Определены основные направления развития информатизации системы непрерывного образования: развитие теоретической базы информатизации непрерывного образования в условиях глобальной коммуникации современного общества; совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; совершенствование методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, продуцированию информации; развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования; распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения различных предметных областей системы общего среднего образования; реализация возможностей информационных ресурсов телекоммуникационных сетей как глобальной среды непрерывного образования; педагогико-эргономическая оценка средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в системе непрерывного образования; создание информационной среды управления учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения, разработка автоматизированных систем информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления.

В исследовании теоретических основ обучения информационных систем на базе нейросемантических структур проанализированы возможности адаптации информационных систем обучающего назначения на примере нейросемантических структур (И.В. Роберт, В.И. Бодякин). Предложена нейросемантическая парадигма информационных систем. Рассмотрены вопросы адаптации (настройки) технических систем под заданные условия методики обучения. Обоснована возможность построения и определены условия функционирования нейросемантической системы обучения с автоматизированной адаптацией под креативно-психологический портрет учащегося.

Сформулированы и выстроены в логической последовательности основные понятия, определяющие организацию и функционирование Единого информационного образовательного пространства (И.В. Роберт, В.А. Касторнова, Ю.А. Прозорова): информатизация образования, телекоммуникации, интерактивный диалог, распределенный информационный образовательный ресурс, информационное взаимодействие, технология информационного взаимодействия, информационная деятельность, информационно-учебная деятельность, продуцирование информации, средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), средства информатизации и коммуникации образовательного назначения, информационное взаимодействие образовательного назначения, информационное взаимодействие между организаторами учебно-воспитательного процесса и сотрудниками учебного заведения, структура информационного взаимодействия между организаторами учебно-воспитательного процесса, сотрудниками учебного заведения среднего уровня образования, информационно-коммуникационная среда, информационно-коммуникационная предметная среда, информационный потенциал информационно-коммуникационной предметной среды, Единое информационное образовательное пространство (ЕИОП). Представлены различные направления типизации распределенного информационного образовательного ресурса (РИОР): по типам образовательных Web-сайтов, по виду функционирования, по методическому назначению, по видам учебной деятельности, по профилям обучения, по интерактивности РИОР, по доступности, по реализации структуры информационного взаимодействия образовательного назначения (ИВ ОН).

Выявлены научно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов и обоснована оценка их дидактической значимости (А.А. Андреев). Выделены основные черты информационно-образовательных сред: гибкость и комфортность сетевого обучения; лучшее восприятие учебного материала; унификация структуры и формы представления учебного материала; обновление учебного материала; совместимость обучения с основным видом профессиональной деятельности; модульность и гибкость сетевых учебных курсов и программ; современность сетевых курсов; повышение качества образования студентов; технологичность и доступность. Разработаны методики и технологические карты проведения основных видов сетевых учебных занятий по социально-гуманитарным дисциплинам, включающие в себя семинары, тестирование, подготовку письменных работ и консультации. Разработаны рекомендации, приемы и технологические карты проведения электронных занятий, а также рекомендации по совершенствованию учебного процесса на базе WebCT.

Проведен анализ и охарактеризованы основные подходы к оценке качества дистанционного образования (ДО) (Э.А. Манушин, В.А. Галичин). Показано, что оценка качества обучения в системе ДО складывается из оценки качества образовательной программы, потенциала обучающихся (на входе – абитуриентов, на выходе – выпускников), средств образовательного процесса (материально-технической базы, учебно-методического обеспечения), используемых технологий, управления процессом обучения. Выделены основные критерии для оценки качества программных продуктов для тестирования: функциональная достаточность, поддерживаемые аппаратно-программные платформы, количество одновременно тестируемых студентов, возможность работы в сети, возможность интеграции с другими приложениями, простота освоения, эффективность использования, настройка параметров тестирования, наличие и состав документации, формы и группы сложности тестовых заданий, возможности использования мультимедиа в тестовых заданиях.

Обобщены результаты исследования по проблеме использования возможностей компьютерной психодиагностики в определении типа личности пользователей системы дистанционного образования (Э.А. Манушин, Н.И. Конюхов), обоснованы методические подходы к диагностике лиц с метапрограммой достижения и метапрограммой избегания. Различия между лицами, относящимися к этим типам, настолько существенны, что превращают данную типологию в одну из важнейших при организации дистанционного обучения. Разработана методика диагностики лиц указанных типов, описаны их психологические особенности, важные при организации дистанционного обучения, обоснованы практические рекомендации по дистанционному обучению лиц с метапрограммами достижения и избегания.

В ходе разработки теоретических основ информатизации социально-педагогических систем (И.А. Липский, М.С. Чванова) уточнены их виды и функциональный состав, проанализированы системы практической социально-педагогической деятельности (преобразовательные функции), теоретической деятельности (познавательные функции), образовательной деятельности (научно-образовательные функции) в области социальной педагогики. Разработаны организационно-педагогические и научно-методические основы информатизации системы образования специалистов социальной сферы.

Обоснованы содержание и структура блочно-модульного курса «Информатика – машинная графика» (П.Я Пантюхин). Определены методические подходы и разработаны практические рекомендации по данному курсу для учащихся 1-11 классов средней общеобразовательной школы. Разработаны психолого-педагогические, дидактические, методические, эргономические и аппаратные требования для построения основных элементов интерактивной графической системы формирования навыков чтения проекционного чертежа, автоматизированного выполнения построений изображений по требованиям единой системы конструкторской документации (ЕСКД) в учебных версиях графических редакторов. Отобраны базовые графические системы для начальной работы. Разработаны оригинальные методические приёмы информационного взаимодействия субъектов интерактивной графической системы, упрощающие и интенсифицирующие этот процесс, а также составлены типовые учебные задания по каждому разделу учебной программы, отражающие специфику автоматизированного учебного процесса.

Разработаны учебно-методические материалы для электронного издания по курсу «История мировой науки» для старших классов общеобразовательной школы и младших курсов вузов естественно-научного профиля (С.Г. Смирнов). Предложен «задаче-центричный», аналогичный применяемому в алгебре, геометрии, физике и химии, подход в изучении истории, поддерживаемый адекватными источниками научной информации, намного превосходящими по объему традиционные школьные учебники, рассчитанные на запоминание всего содержащегося в них материала. Проанализирована взаимосвязь печатной и электронной компонент в информационной среде.

Проанализированы инструментальные программные средства (ПС) для разработки Web-приложений на основе языка разметки HTML с целью определения их основных характеристик (Д.Ю. Усенков). Предложена классификация ПС по идеологии работы пользователя с программным продуктом. Выявлены основные принципы построения и требования к созданию распределенного инструментального пакета для разработки Web-приложений (обеспечение максимальной понятности интерфейса и наглядности процесса работы при предоставлении максимально широкого набора возможностей, обеспечиваемых как современными, так и будущими Web-технологиями).

Проведен анализ технологии систем управления обучением пользователей персональным компьютером (ПК) на базе интегро-дифференцированного метода (Э.А. Манушин, Л.Н. Пученков). Обоснована необходимость рассмотрения процессов обучения в Интернет-системе на основе интегральной характеристики индивидуальных особенностей преподавателя, обучаемых, тьюторов, администраторов и других субъектов удаленной системы обучения с различными возможностями и уровнем подготовки. Рассмотрены особенности структуры и содержания учебно-методических материалов для удаленного интегро-дифференцированного обучения пользователей ПК работе с операционной системой Windows.

Выявлены и обоснованы основные характеристики (технико-технологические, эргономические, психолого-педагогические и содержательно-методические) электронных изданий учебного назначения (ЭИ УН), определяющие их качество по функциональному назначению и эргономическим показателям (И.В. Роберт, Л.Л. Босова, В.П. Шахин). Подготовлен, согласован в Минобразовании России и утвержден в Министерстве РФ по связи и информатизации пакет нормативно-методических документов для сертификации электронных изданий учебного назначения.

В рамках исследований проблем обучения информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования обоснована необходимость продолжения изучения ИКТ в рамках одного из направлений профильного обучения в старших классах средней школы (А.А. Кузнецов, Т.Б. Захарова). Определены принципы и предложена методика профильного изучения ИКТ на старшей ступени школьного образования. Разработана программа профильного курса информационных и коммуникационных технологий для учащихся экономических классов. Разработаны содержание и методика применения разноуровневых дидактических материалов по информационным технологиям обработки текстовой информации (Л.Л. Босова, В.С Савельева). Обоснована возможность их концентрического использования: первый уровень – на пропедевтическом, второй – на базовом, третий – на углубленном этапах изучения предмета.

Разработана концепция структуры и содержания подготовки студентов педвуза в области основ кибернетики (С.П. Новиков). Предложен курс «Основы кибернетики и экспериментально-исследовательской деятельности», состоящий из разделов: предмет и методы кибернетики; техническая кибернетика; биологическая кибернетика; социальная кибернетика; экономическая кибернетика; математическое моделирование.

Разработаны методические подходы к формированию учебно-методического обеспечения подготовки учителя информатики в области организационно-методических проблем информатизации образования в учебном заведении среднего уровня образования (И.В. Роберт, М.П. Лапчик, О.Н. Лучко, С.В. Панюкова) с учетом того, что учитель информатики должен руководить работой по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и управления образованием на основе реализации возможностей ИКТ; осуществлять научно-методическую деятельность по разработке, оценке и внедрению инновационных педагогический технологий и методических систем обучения, функционирующих на базе ИКТ, ориентированных на интеллектуальное и личностное развитие обучающихся; осуществлять методическое консультирование педагогического коллектива в области: использования инструментальных программных средств разработки педагогических приложений, в том числе, реализованных в сетях, реализации потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальных информационных сетей; применения психолого-педагогических тестирующих и диагностических методик базирующихся на применении средств ИКТ; проводить педагогико-эргономическую оценку технических средств информатизации и коммуникации, используемых в образовательном процессе; осуществлять контроль за образовательной деятельностью в учебных подразделениях, оснащенных комплектами учебной вычислительной техники, и за выполнением физиолого-гигиенических и психолого-педагогических требований к работе со средствами вычислительной техники, информатизации и коммуникации. Определены функции учителя информатики как учителя-предметника, воспитателя в условиях информационного общества и координатора внедрения средств ИКТ в образовательный процесс.

Проведен анализ стандартов на разработку информационных систем (И.В. Роберт, Ю.А. Романенко), осуществлена подборка ГОСТов, регламентирующих создание Информационной сети РАО, документов, определяющих требования к безопасности информации в информационных сетях корпоративного уровня, определены этапы создания и развития Информационной сети РАО (разработка концепции создания сети; осуществление предпроектных работ и разработка содержания Технического проекта; создание типового институтского сегмента (сегмента подразделения РАО) корпоративной сети; введение в действие центрального узла сети, выполняющего роль головного элемента распределенной системы и включающего функции управления системой по всем аспектам сбора, хранения, передачи и использования имеющихся и разрабатываемых информационных ресурсов; апробация типового институтского сегмента корпоративной сети и отладка всех аспектов его информационного взаимодействия с центральным узлом головной организации на нескольких подразделениях РАО; реализация сегментов корпоративной сети в большинстве подразделений РАО и создание условий для осуществления интеграции существующих и развивающихся корпоративных сетей и информационных ресурсов в единое информационное пространство), ее обобщенная функциональная структура. Сформулированы требования к элементам структуры (Автоматизированной базе данных, представлению документов, подсистемам, программному обеспечению, техническим средствам) и определены основные виды обеспечения сети (техническое, программное, кадровое и др.).

С позиций системного и квалиметрического подходов обоснована аналитическая стадия технологии внутришкольного управления (Б.И. Канаев). Разработан программно-технологический комплекс для управления образовательным процессом «Результат образовательного процесса» (школьная и дошкольная версии) – инструментарий руководителя школы, состоящий из пакета программ для ЭВМ, скрининг-программ и их методик, инструментария мониторинга, технологических карт и выходных информационных форм пользователя.

Разработаны новые методические подходы к комплексному исследованию функционального состояния организма младших школьников, начавших контактировать со средствами ИКТ (Л.А. Леонова).

Обоснована общая структура построения методической системы информатизации дополнительного образования (целеполагание, развитие интерактивной среды, психолого-педагогическое наполнение информационного продукта); выявлены возможности информатизации процесса повышения квалификации различных категорий педагогических и др. кадров; определены этапы включения ИТ и Интернет-технологий в обучение слушателей в ИПК (Г.Д. Глейзер, А.Е. Марон). Определена система методологических принципов для создания методической системы дистанционного обучения взрослых.

Разработаны методические и технологические основы ретроконверсии карточных каталогов в ГНПБ им. К.Д. Ушинского (Б.Н. Сизов). Выявлены преимущества перехода библиотеки с традиционного ведения каталогов на электронный: сокращение сроков поиска литературы; сохранность информации, содержащейся в каталоге; снижение трудоемкости библиотечных процессов; раскрытие фонда для удаленного пользователя; обеспечение наличия актуальной информации о фонде. Разработаны научно-методические подходы к формированию фонда библиотеки общеобразовательной школы, выполняющей в современных условиях функции собирателя и хранителя информационных ресурсов всего общеобразовательного учреждения; библиотеки-медиатеки, информационно-библиотечного центра.

Результаты НИР и НИОКР по Комплексной программе внедряются в отечественную школу при активной поддержке Минобразования России и региональных структур. Сотрудники Института являются исполнителями основных НИР и НИОКР, объединяя в рамках программы исследования более 30 ведущих коллективов России.

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Институт информатизации образования РАО, г. Москва:
Роберт И.В. – д-р пед. наук, проф., научный руководитель
Глейзер Г.Д. - акад. РАО, д-р пед. наук, проф.
Босова Л.Л. - канд. пед. наук, ст. науч. сотр.
Кузнецов А.А. - акад. РАО, д-р пед. наук, проф.
Галичин В.А. - канд. филос. наук
Галкина А.И.
Давыдов В.Л.
Захарова Т.Б. - д-р пед. наук, ст. науч. сотр.
Иващенко М.В. - канд. техн. наук, ст. науч. сотр.
Касторнова В.А. - канд. пед. наук, доц.
Кертанов Ю.Х.
Козлов О.А. - д-р пед. наук, проф.
Колин К.К. - д-р техн. наук, проф.
Конюхов Н.И. - д-р психол. наук
Кравцов с.С. - канд. пед. наук, ст. науч. сотр.
Кравцова А.Ю. - канд. пед. наук
Луканкин ГЛ. - чл.-кор. РАО, проф.
Манукова Э.А.
Манушин Э.А. - акад. РАО, д-р техн. наук, проф.
Новиков СЛ. - канд. пед. наук, доц.
Орленок Е.С.
Пантюхин П.Я. - канд. техн. наук, ст. науч. сотр.
Потапов В.Е. - канд. техн. наук, ст. науч. сотр.
Пученков Л.Н. - канд. техн. наук
Романенко Ю.А. - д-р техн. наук, гл. науч. сотр.
Савельева В.С. - ст. науч. сотр.
Смирнов С.Г. - канд. физ-мат. наук, ст. науч. сотр.
Усенков Д.Ю. - ст. науч. сотр.
Фроленко н.л. - канд. пед. наук, вед. науч. сотр.
Цветкова М.С.
Шахин В.М. - канд. техн. наук, ст. науч. сотр.
 
Филиал ИИО РАО, г. Мончегорск Мурманской обл.:
Маркова Л.А. - канд. пед. наук
 
Центр новых педагогичeских технологий Московской области:
Золотова С.И.
 
Военный авиационный технический университет
Скотченко А.С. - канд. техн. наук
 
МФТИ, Научный центр нейрокомпьютеров РАСУ:
Галушкин А.И. - д-р техн. наук
Сергиевский А.Н. - канд. техн. наук
 
Астраханский государственный технический университет:
3айнутдинова Л.Х. - д-р пед. наук, проф.
 
Рязанский государственный педагогический университет:
Герова Н.В. - канд. пед. наук, доц.
 
ИПУ РАН, г. Москва:
Бодякин В.И. - канд. физ-мат. наук
 
НИИОТ МЭСИ:
Андреев А.А. - д-р пед. наук
 
Барнаульский государственный педагогический университет:
Каракозов С.Д. - канд. физ-мат. нау,
Тевс Д.П. - канд. пед. наук
 
Институт географии РАН:
Анвенков В.В. - канд. геогр. наук
 
Кабардино-Балкарский государственный университет:
Шауцукова Л.З. - канд. физ-мат. наук, доц.
 
Московский государственный социальный университет:
Дубровский Е.В. - д-р социол. наук
Соколова И.В. - д-р социол. наук
 
Красноярский государственный университет:
Пак Н.И. - д-р пед. наук, проф.
 
Центр информатизации и квалиметрии управления образовательными процессами, г. Тольятти:
Канаев Б.И. - д-р пед. наук
 
Тольяттинский государственный университет:
Канаев Д.Б. - канд. пед. наук
 
Уnравление образованием администрации г. Мончегорск Мурманской обл.:
Архипов А.И.
 
Институт возрастной физиологии РАО, г. Москва:
Бирюкович А.А. – д-р мед. наук
Леонова Л.А. - чл.-кор. РАО
Лукьянец Г.Н. - канд. биол. наук
Макарова Л.В. - канд. мед. наук
Савватеева С.С. - канд. биол. наук
Шишкин К.С. - канд. физ.-мат. наук
 
Институт образования взрослых РАО, г. С.-Петербург:
Василенко Н.В.
Марон А.Е. - д-р пед. наук, проф.
Монахова Л.Ю. - канд. пед. наук
 
Институт педагогики социальной работы РАО, г. Москва:
Липский И.А. - д-р пед. наук
Чванова М.Е. - д-р пед. наук
 
ГНП Б им. К.Д. Ушинского, г. Москва:
Сизов Б.Н. - канд. пед. наук, научный руководитель
 
РГПУ им. А.И. Герцена, г. С-Петербург:
Румянцев И.А. - д-р техн. наук, проф.
Смирнов В.А. - д-р пед. наук
 
Тульский государственный университет:
Коннова З.И. - канд. филол. наук
 
Курский государственный педагогический университет:
Ежова Т.В. - канд. техн. наук
Кудинов В.А. - канд. пед. наук
Селиванов И.Н. - д-р ист. наук
Толстова Г.С. - канд. физ-мат. наук
 
Пермский государственный педагогический университет:
Хеннср Е.К. - д-р физ-мат. наук, проф., научный руководитель
 
Омский государственный педагогический университет:
Лапчик Д.М. - д-р пед. наук, - научный руководитель
Лапчик М.Д.
Лучко О.Н. - канд. пед. наук
 
Чувашский государственный педагогический университет. г. Чебоксары:
Софронова Н.В. - д-р пед. наук, научный руководитель
Бакшаева Н.В.
Горохова Е.Г.
 
Красноярский педагогический университет:
Яковлева Т.А. - канд. пед. наук
 
Оренбургский государственный университет:
Красильникова В.А. - канд. пед. наук
 
Оренбургский государственный педагогический университет:
Герасименко с.А. - канд. физ-мат. наук
Дженжер В.О. - канд. физ-мат. наук
Лозенко г.Ф. - канд. физ-мат. наук
Шухман А.Е. - канд. пед. наук
 
Таганрогский государственный педагогический университет:
Богачева Е.В. - канд. пед. наук
 
МИФИ:
Толстой А.И. - канд. техн. наук
 
Якутскuй государственный университет:
Максимов В.В. - канд. физ-мат. наук
Жожиков А.В. - канд. техн. наук
 
Соисполнители научно-исследовательских коллективов России:
Арзамасский государственный педагогический институт):
Bocтpoкнутов И.Е. - д-р пед. наук
 
Школа № 76, г. Ярославль:
Дашниц Н.Л.
 
Рязанский государственный педагогический университет:
Панюкова С.В.- д-р пед. наук
 
Удмуртский государственный университет, г. Ижевск:
Петров П.К. - канд. пед. наук




22