"Институт управления образованием Российской академии образования"

Центр информатизации образования

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования
Общая информация
Структура
Научные школы
Центр - регионам
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Развитие компетентности в области ИКТ
Сертификационная деятельность
Архив изданий
    Сборник "Ученые записки ИИО РАО" (1997-2015 гг.)
    Электронное периодическое издание "Информационная среда образования и науки" (2011-2014 гг.)
    Журнал "Педагогическая информатика" (2001-2014 гг.)
    Журнал "Информатизация образования и науки" (2009-2013 гг.)
    Научно-методическая литература, изданная в ИИО РАО
    Отчеты НИР и НИОКР по Комплексной программе (1996-2004 гг.)
        ·Отчет за 2004 г.
        ·Отчет за 2003 г.
        ·Отчет за 2002 г.
        ·Отчет за 2001 г.
        ·Отчет за 2000 г.
        ·Отчет за 1999 г.
        ·Отчет за 1998 г.
        ·Отчет за 1996 г.
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

Отчет за 2001 г.


/ Реферат / Список исполнителей /

РЕФЕРАТ

За отчетный период в рамках НИР и НИОКР по Комплексной программе "Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании" были проведены фундаментальные исследования, направленные на решение педагогических (в том числе дидактических, методических), технологических, технических, эргономических проблем развития информатизации образования.

В этих исследованиях информатизация образования рассматривалась как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся на основе реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), который поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая тем самым синергизм педагогического воздействия.

Исследование возможностей восприятия аудиовизуальной информации обучающимися в процессе их работы с интеллектуальными обучающими средами (И.В. Роберт) позволило сформулировать следующие принципы использования распределенного информационного ресурса: интерактивность информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса (обучающийся, обучаемый, средства обучения, функционирующие на базе информационных и коммуникационных технологий); обеспечение индивидуальной "траектории обучения", выбираемой обучающимся в зависимости от уровня его подготовленности, интересов и предпочтений; наличие информационной среды как совокупности условий для использования распределенного информационного ресурса и реализации информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса; обеспечение самоконтроля, самокоррекции учебной деятельности. Разработаны педагогико-эргономические требования к распределению отображаемой на экране информации, являющейся базовой по отношению к информационному ресурсу обучающей среды.

Выделены основные направления информатизации непрерывного образования в России, обоснованы методические подходы к разработке курса информатики в системе непрерывного образования, ориентированного на подготовку специалистов, владеющих ИКТ, на формирование информационной культуры и целостного научного мировоззрения, на освоение информационного подхода как фундаментального метода познания природы, человека и общества (И.В. Роберт, Л.Л. Босова).

Проведены исследования, ориентированные на интегративный характер содержания образовательных информационных ресурсов, используемых в современном процессе обучения, осуществляемом на базе реализации возможностей технологий мультимедиа, "виртуальная реальность", телекоммуникационных и геоинформационных технологий, и направленных на совершенствование методологии и стратегии отбора содержания общего, отдельных аспектов профессионального и дополнительного образования, рассмотрены вопросы распределенного изучения информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах; проведен сравнительный анализ технологий разработки Web-приложений в образовательных и учебных целях (И.В. Роберт, В.А. Касторнова).

На основе обзора обширной научной и методической литературы показана роль ИКТ в формировании и развитии единого образовательного пространства. Важнейшим условием при этом становится создание информационной инфраструктуры, объединяющей информационные и вычислительные ресурсы с помощью цифровых телекоммуникаций. В качестве такой интеграционной основы предложена технология открытых систем. Указаны задачи (создание электронных учебных материалов нового поколения; перестройка содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки преподавательских кадров и др.), которые необходимо решить для создания и развития общероссийской телекоммуникационной среды (Э.А. Манушин, В.А. Галичин).

Выявлены особенности информационного обеспечения научных исследований по социальной педагогике, связанные с информатизацией системы непрерывной подготовки специалиста социальной сферы, реконструкцией социально-политической части системы образования, формированием социально-экономической системы образования, становлением культуротворческой модели образования, преобразованием системы образования в социально-культурную систему. Создан банк данных по диссертационным исследованиям в области социальной педагогики, реализованный в виде лингвистической автоматизированной системы предъявления информации, выполненной на основе гипермедийной технологии для использования на компьютерах, поддерживающих HTM-броузеры (И.А. Липский, М.С. Чванова, Р.М. Куличенко).

Разработана концепция индивидуально-типологического подхода в дистанционном обучении (Н.И. Конюхов, Э.А. Манушин), которая способствует гуманизации процесса обучения, исходя из приоритетов в личностном развитии обучающегося, предъявляет требования к изменению технологии и методик обучения. Выделены следующие принципы: личностного подхода, гуманности, открытости системы, обоснованности критериев и показателей оценки типа личности; мотивации лиц к качественному обучению в системе дистанционного образования; вариабельности условий, ситуаций, в которых протекает дистанционное обучение; вариабельности методик преподнесения одного и того же материала; комплексности при определении типа личности и методик ее изучения.

Предложен новый подход к рассмотрению проблемы разработки структуры и содержания учебно-методических материалов, ориентированных на обучаемых с различными возможностями и уровнем подготовки – модель системы управления процессом дифференцированного обучения в Интернет-среде, состоящая из совокупности: взаимосвязанных моделей; целей обучения; начального состояния обучаемого; контроля текущего уровня обучаемого, преподавателя; учебно-методических материалов; средств обучения; конечного состояния обучаемого. Составлены методические рекомендации "Методика разработки учебно-методических материалов для информационной технологии дистанционного дифференцированного обучения пользователей ПК" (Э.А. Манушин, Л.Н. Пученков).

Существенно расширен спектр исследований в области совершенствования методологии и разработки моделей инновационных педагогических технологий, в том числе форм, методов и средств обучения, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий. Проведены исследования по изучению возможности и эффективности использования метода учебных проектов в обучении школьников информационным и коммуникационным технологиям (А.А. Кузнецов, Т.Б. Захарова). Выделены типы проектов: информативные; практико-ориентированные; исследовательские. Показано, что обучение школьников ИКТ с помощью учебных проектов может быть реализовано на трех уровнях: первый – проблемное изложение процесса выполнения проекта; второй – выполнение проекта учащимися под руководством учителя; третий – самостоятельное выполнение учащимися учебного проекта. На каждом уровне ценность имеют не столько конечные выводы, сколько сам процесс разработки проекта и участия в его реализации. Разработаны содержание и методика применения разноуровневых дидактических материалов по базовому курсу информатики (содержательные линии "Информация и информационные процессы", "Представление информации", "Основы логики", "Формализация и моделирование"), обеспечивающих условия для индивидуализации и дифференциации процесса обучения (Л.Л. Босова, В.С. Савельева).

Проанализировано состояние и выявлены особенности подготовки в педагогических вузах организаторов информатизации образования, разработаны методические рекомендации по подготовке координаторов по информационным и коммуникационным технологиям для средних общеобразовательных учреждений (И.В. Роберт, М.П. Лапчик, А.Ю. Кравцова). Предложены к изучению в педвузе (специальность "Информатика") четыре новые дисциплины: "Организация учебного взаимодействия на базе распределенного информационного ресурса Интернет", "Информатизация управления образованием", "Психолого-педагогическая диагностика на основе компьютерного тестирования", "Разработка и использование электронных средств образовательного назначения".

Выявлены особенности современных подходов и возможности использования информационных технологий в области дополнительного образования в предметной области "Информатика". Дана классификация телекоммуникационных проектов, основанных на персональном обмене сообщениями, на информационном обеспечении, на совместном решении. Разработана методика организации проведения компьютерных телекоммуникационных викторин, как одной из важнейших форм применения информационных и коммуникационных технологий в системе дополнительного образования. Представлены структура и содержание многоуровневой модульной подготовки по информационным и коммуникационным технологиям в системе дополнительного образования (С.А. Герасименко, А.Е. Шухман).

Обоснованы отбор содержания и структура интегрированного курса "Информатика-Технология" для начальной школы, разработаны принципы редуцированного обучения с использованием средств информационных технологий (овладение графической деятельностью на основе метода проектов; реализация межпредметных связей; опора на пространственное воображение в учебной и творческой деятельности младших школьников). Приведены критерии обучения в среде визуально-информационной деятельности, рассматриваемой как учебная деятельность, организованная визуальными средствами формирования пространственного воображения в информационной среде обучения (Г.Д. Глейзер, М.С. Цветкова).

Проведены научно-исследовательские работы в области совершенствования управления общеобразовательными учреждениями на основе автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и организационного управления, использования баз и банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей (И.В. Роберт, С.С. Кравцов). Выявлены возможности средств автоматизации разработки информационных систем административного управления и методического обеспечения школы, на основании чего разработана программная реализация электронного журнала и системы тестирования на базе CASE-технологии Rational Rose.

Разработана общая исходная концепция информатизации дополнительного образования взрослых; осуществлен аналитический обзор подходов к раскрытию понимания дополнительного образования взрослых и возможностей применения в нем информационных и телекоммуникационных технологий. Определены ведущие принципы включения информационных и телекоммуникационных технологий в процесс обучения взрослых (гуманистичность, вариативность, технологичность, интерактивность, непрерывность), реализующие идеи управления качеством последипломного образования и самообразования педагогов; выявлены потребности педагогов и методистов системы повышения квалификации в использовании информационных и телекоммуникационных технологий (Г.Д. Глейзер, А.Е. Марон).

Выделены принципы (системный подход, централизация руководства, приоритет информационной подготовки перед развитием информационной инфраструктуры, преемственность, плановость, научная обоснованность и разумная достаточность процесса информатизации; развитие информационного пространства военного образования как составной части информационного пространства Вооруженных Сил РФ) и основные направления информатизации системы военного образования, заключающиеся в совершенствовании нормативно-правового, кадрового, научно-методического, финансового, материально-технического обеспечения. Разработаны концепция и комплексная программа информатизации системы военного образования (О.А. Козлов, В.С. Лысогорский, Ю.Ф. Михайлов).

Составлены научно-методические рекомендации в помощь совершенствованию деятельности библиотек образовательных учреждений, в том числе для библиотек учреждений повышения квалификации и других внутрирегиональных звеньев системы повышения квалификации школьных библиотекарей (Б.Н. Сизов).

Результаты НИР и НИОКР по Комплексной программе внедряются в отечественную школу при активной поддержке Минобразования России и региональных образовательных структур. Сотрудники Института являются исполнителями основных НИР и НИОКР, объединяя в рамках программы исследования более 30 ведущих коллективов России.

 
Институт информатизации образования РАО, г. Москва:
Роберт И.В. –– д-р пед. наук, проф., научный руководитель
Глейзер Г.Д. – акад. РАО, д-р пед. наук, проф.
Босова Л.Л. – канд. пед. наук, ст. науч. сотр.
Кузнецов А.А. – акад. РАО, д-р пед. наук, проф.
Захарова Т.Б. – д-р пед. наук, ст. науч. сотр.
Розов Н.Х., д-р физ-мат. наук, проф.
Касторнова В.А. – канд. пед. наук
Козлов О.А. – канд. техн. наук
Кравцов С.С., канд. пед. наук, ст. науч. сотр.
Кравцова А.Ю. – канд. пед. наук
Новиков С.П. – канд. пед. наук, доц.
Пантюхин П.Я. – канд. техн. наук, ст. науч. сотр.
Смирнов С.Г. – канд. физ-мат. наук, ст. науч. сотр.
Фроленко Н.Л. – в.науч. сотр., канд. пед. наук
Шахин В.М. – канд. техн. наук, ст. науч. сотр.
Гогохия Х.Н.
Курбатова З.Я.
Львовская Н.А., ст. науч. сотр.
Назарова А.Г.
Прозорова Ю.А. – науч. сотр.
Роганов Д.А. – мл. науч. сотр.
Савельева В.С. – ст. науч. сотр.
Тобольцев А.М.
Третьякова Л.В.
Усенков Д.Ю. – ст. науч. сотр.
Цветкова М.С.
 
Международный центр системных исследований проблем высшего образования и науки, г. Москва:
Манушин Э.А. – акад. РАО, д-р техн. наук, проф. – научный руководитель
Конюхов Н.И. – д-р психол. наук
Пученков Л.Н., канд. техн. наук
Галичин В.А. – канд. филос. наук
 
Институт образования взрослых РАО, г. С.-Петербург:
Глейзер Г.Д. – акад. РАО, д-р пед. наук, проф. – научный руководитель
Марон А.Е. – д-р пед. наук, проф.
Мухлаева Т.О.
Монахова Л.Ю. – канд. пед. наук
 
Инстиут педагогики социальной работы:
Липский И.А. – д-р пед. наук
Чванова М.С. – д-р пед. наук
Куличенко Р.М. – д-р пед. наук
 
НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия):
Васильева С.П.
Тарабукина У.П.
Николаева В.Д. – канд. пед. наук
 
ГНПБ им. К. Д. Ушинского:
Сизов Б.Н. – канд. пед. наук – научный руководитель
 
РГПУ им. А.И.Герцена г. С.-Петербург:
Румянцев И.А. – д-р техн. наук
Соломин В.П. – канд. пед. наук
Смирнов В.А. – канд. биол. наук
 
Пермский государственный педагогический университет:
Хеннер Е.К. – д-р физ-мат. наук, проф. – научный руководитель
Миков А.И. – д-р физ-мат. наук, проф.
 
Пензенский государственный педагогический университет:
Линьков В.М. – д-р техн. наук, проф. – научный руководитель
Линькова В.П. – канд. техн. наук, доц.
 
Омский государственный педагогический университет:
Лапчик Д.М. – д-р пед. наук, проф., научный руководитель
Лучко О.Н. – канд. пед. наук
Рагулина М.И. – канд. пед. наук
Стукалов В.А. – канд. пед. наук
 
Чувашский государственный педагогический институт г.Чебоксары:
Софронова Н.В. – д-р пед. наук, проф, научный руководитель
Алексеева Н.Р.
Софронов А.Е.
Харитонова А.М.
 
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет:
Скибицкий Э.Г. – д-р пед. наук
Холина Л.И. – д-р пед. наук
Зуева Е.И. – канд. пед. наук
Марусин В.В. – канд. техн. наук
Скуднов А.В.
 
Якутский государственный университет:
Жожиков А.В. – канд. техн. наук
Ильин С.М.
Фомин М.М. – д-р пед. наук
 
Серпуховский Военный иститут ракетных войск:
Михайлов Ю.Ф.
Корнеев Н.С. – канд. пед. наук
Катаранов А.Б.
Асеева Н.Д.
 
Воронежский государственный педагогический университет:
Могилев А.В. – к.ф-м.н.
 
Оренбургский государственный педагогический университет:
Герасименко С.А. – к.ф-м.н.
Дженжер В.О. – к.ф-м.н.
Шухман А.Е. – канд. пед. наук
Лозенко Г.Ф. – к.ф-м.н.
Старостина Т.Б. – канд. пед. наук
 
Череповецкий государственный университет:
Касторнова В.А. – канд. пед. наук, научный руководитель
Потапов С.Н.
Мичурин Ю.В.
 
Соисполнители научно-исследовательских коллективов России:
Белоглазов А.А. – канд. техн. наук (Якутский государственный инженерно-технический институт)
Ваграменко Я.А. – д-р техн. наук (ИНИФО МО РФ)
Вострокнутов И.Е. – канд. пед. наук (Арзамасский педагогический институт)
Горохова Р.И. – канд. пед. наук (Марийский государственный педагогический институт)
Демьянков Н.Е. (Орловский государственный университет)
Кычкина Н.М. (Институт повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия))
Кубышкин А.В. (Пермский технический университет)
Лысогорский В.С. – канд. техн. наук (Управление военного образования Министерства обороны РФ)
Панюкова С.В. – д-р пед. наук (Рязанский государственный педагогический университет)
Петров П.К. – канд. пед. наук (Удмуртский государственный университет, г. Ижевск)
Солодова Е.А. – канд. техн. наук (Военная академия ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого)
 
Научное редактирование: Роберт И.В. – д-р пед. наук, проф., Босова Л.Л. – канд. пед. наук
Редактор-составитель: Прозорова Ю.А.
Компьютерная верстка: Усенков Д.Ю.




22