"Институт управления образованием Российской академии образования"

Центр информатизации образования

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования
Общая информация
Структура
Научные школы
Центр - регионам
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Развитие компетентности в области ИКТ
Сертификационная деятельность
Архив изданий
    Сборник "Ученые записки ИИО РАО" (1997-2015 гг.)
    Электронное периодическое издание "Информационная среда образования и науки" (2011-2014 гг.)
    Журнал "Педагогическая информатика" (2001-2014 гг.)
    Журнал "Информатизация образования и науки" (2009-2013 гг.)
    Научно-методическая литература, изданная в ИИО РАО
    Отчеты НИР и НИОКР по Комплексной программе (1996-2004 гг.)
        ·Отчет за 2004 г.
        ·Отчет за 2003 г.
        ·Отчет за 2002 г.
        ·Отчет за 2001 г.
        ·Отчет за 2000 г.
        ·Отчет за 1999 г.
        ·Отчет за 1998 г.
        ·Отчет за 1996 г.
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

Отчет за 1999 г.

/ Реферат / Список исполнителей /

РЕФЕРАТ

За отчетный период были выявлены состояние и перс­пективы применения информационных и коммуникацион­ных технологий (ИКТ) в системах среднего и высшего об­разования, определены основные направления и области использования ИКТ в высшем образовании. Исследование позволило выявить психолого-педагогические аспекты под­готовки и переподготовки учителей к деятельности в усло­виях сетевой образовательной среды на основе Internet/ Intranet-технологий (содействие коллективной работе, раз­витие коммуникаций между группами обучающихся, орга­низация доступа к распределенным мультимедийным ресур­сам, оказание технической и педагогической помощи, телеобучение). Рассмотрен, с точки зрения теории деятель­ности, целостный интерактивный процесс в единой инфор­мационной среде на основе lnternet/lntranet-технологий под­готовки и переподготовки учителей к работе в условиях использования сетевой образовательной среды, включающий взаимодействие идеолога учебного предмета, разработчика содержания обучения, проектировщика учебного процесса, разработчика средств обучения, методиста, управленца, эк­сперта. Такое построение пенхолого-педагогической моде­ли (многопозиционной) организации образовательного про­цесса, протекающего в условиях систематического использования современных коммуникационных техноло­гий, обеспечивает современный уровень информационно-учебного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. На этой основе разработаны методические реко­мендации к организации доступа пользователя к распреде­ленному информационному ресурсу для системы дистантного образования, ориентированные на: подготовку учителя к условиям работы в сетевой образовательной среде; орга­низацию обучения информатике и экологии; проведение ком­пьютерного тестирования; преодоление психологических проблем и осуществление безопасного и эффективного обу­чения. Разработаны также демонстрационные версии кур­сов для обучения преподавателей методике и разработки учебных дисциплин при дистантном образовании на осно­ве применения инструментальных программных средств.

Исследование особенностей использования нелинейных технологий обучения в процессе создания интегрированной среды электронных учебников и самоучителей в Internet по­зволило разработать нелинейные формы организации учеб­ного процесса, реализация которых обеспечивает открытое и свободное образование, что, в свою очередь, предполагает создание единого образовательного пространства, предос­тавление равных возможностей всем участникам образова­тельного процесса к получению доступа к информационным образовательным ресурсам.

Разработаны принципы профессиональной подготовки учителя и студентов педвузов к применению информацион­ных и коммуникационных технологий в своей профессио­нальной деятельности (инвариантность базовой подготов­ки, ее ориентация на особенности применения ИКТ, на общекультурный аспект; специализация подготовки в опре­деленной предметной области; дифференцированность под­готовки, ее ориентация на личностные предпочтения и профессиональные потребности; блочно-модульная структура построения программ обучения), на базе которых разрабо­таны структура и содержание подготовки. Обосновано так­же содержание послевузовского обучения информационной защите личности при работе с информационными и коммуникационными технологиями.

Разработаны методические подходы к обучению инфор­мационным технологиям (ИТ) в системе непрерывного об­разования, основанные на следующих принципах: изучение ИТ нельзя отделить от изучения в школе информатики как учебного предмета, оно должно проводиться на протяжении всего обучения в школе и быть организовано, исходя из этапов изучения информатики в школе (пропедевтический, ба­зовый, дифференцированный); на разных этапах изучения ИТ в школе изменяется значимость отдельных задач овла­дения ИТ в комплексе образовательных задач, стоящих пе­ред школой (мировоззренческих, воспитательных в частно­сти, развития мышления, подготовки к практической деятельности, продолжению образования); дифференциация содержания обучения ИТ на старшей ступени школы долж­на осуществляться по видам информационной деятельнос­ти; важнейшим методическим принципом формирования содержания обучения ИТ является формирование представлений о научных основах создания и использова­ния ИТ, которое тесно связано с идеями формализации и моделирования. Предложена методическая схема формиро­вания представлений о научных основах ИТ: формализация, информационные модели, в которых выделяются две их со­ставляющие — статическая (информационная система) и ди­намическая (информационные процессы — алгоритмы и др.), семантическая и синтаксическая стороны моделей, зна­ковые «примитивы» как средство описания моделей в син­таксическом аспекте и информационные технологии как тех­нологии преобразования этих «примитивов» с помощью компьютера.

Выделены особенности применения информационных технологий в процессе математического образования в об­ласти: реализации компьютерных методов исследования ма­тематических моделей и средств их преобразования; исполь­зования средств создания и управления базой данных геометрических объектов; применения средств компьютер­ной графики для формирования и развития пространствен­ного мышления учащихся; автоматизации процессов конт­роля.

Исследования особенностей формирования мышления уча­щихся младшего и среднего звена школы в условиях информа­тизации образования показали: развитие такого элементарного мыслительного действия как перемещение зрительных об­разов букв непосредственно связано с ранним обучением информатике; активизацию в раннем возрасте и регресс позднее такой мыслительной операции, как абстрагирование, у детей, обучающихся информатике, на основе экспериментальных данных можно говорить о регрессе, связанном с ранним обу­чением компьютерной грамотности, в таком обобщенном мыс­лительном действии как экстраполяция — прогнозирование на основе замеченной закономерности; осуществление "нави­гации" в изучаемом материале у детей, обучающихся инфор­матике, является более продуктивной.

Обоснована педагогическая целесообразность стандар­тизации применения ИКТ для средних учебных заведений технического профиля и разработан проект образовательного стандарта многоуровневой графической подготовки как фун­даментального элемента современного образования.

Разработаны отраслевой стандарт требований к базово­му программному обеспечению комплекта учебной вычис­лительной техники и методика испытаний для целей его сер­тификации, а также гигиенические рекомендации по оборудованию классов, оснащенных средствами вычисли­тельной техники, информатизации и коммуникации, и орга­низации в них работы.

Проведены исследования по развитию технологической базы автоматизации процессов информационно-методичес­кого обеспечения учебно-воспитательного процесса, на ос­нове которых разработан исследовательский прототип базы данных научно-педагогической и инструктивно-методичес­кой информации и методика ее использования. Предложе­ны также архитектурные и программно-технические реше­ния реализации базы данных по тематике научных исследований, проводимых в нашей стране в области обра­зования.

Разработаны методические рекомендации по использо­ванию программно-технологических и технических средств для обеспечения функционирования баз данных библиоте­ки, а также для библнотечно-библиографической классифи­кации библиографических источников библиотек общеоб­разовательных учреждений и справочно-информационные материалы для библиотеки учреждений педагогического образования.

Результаты НИР и НИОКР по Комплексной программе опе­ративно и широко внедряются в отечественную школу в раз­личных субъектах России при активной поддержке Минобра­зования РФ. На протяжении отчетного периода Департаментом общего среднего образования Минобразования РФ утвержде­ны нормативно-методические материалы по оборудованию и оснащению кабинетов информатики и классов ВТ.

Научный коллектив сотрудников Института информати­зации образования РАО является научным координатором Комплексной программы "Информационные и коммуника­ционные технологии в системе непрерывного образования" и исполнителем основных НИР и НИОКР, объединяя исследования более 30-ти ведущих коллективов России по про­блеме информатизации непрерывного образования, прини­мает участие в различных международных и региональных конференциях, например, "Информационные технологии в образовании", и др.

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Институт информатизации образования РАО, г. Москва:
Роберт И.В. – д.п.н., профессор, научный руководитель
Глейзер Г.Д. – академик РАО, д.п.н., профессор
Кузнецов А.А. – академик РАО, д.п.н., профессор
Луканкин Г.Л. – член-корр. РАО, д.п.н., профессор
Браун Ю.С. – м.н.с., аспирант
Галкина А.И. – с.н.с.
Григорьев П.Г. – ведущий программист
Гусев В.А. - д.п.н., профессор
Долматов В.П. – к.п.н., в.н.с.
Жданов С.А. – к.п.н., профессор
Захарова Т.Б. – д.п.н., гл.н.с.
Кравцов С.С. – к.п.н., с.н.с.
Козлова Н.В. – с.н.с.
Мартынов Д.А. – н.с., аспирант
Новиков С.П. – к.п.н., доцент
Пантюхин П.Я. – к.техн.н., доцент
Роганов Д.А. – н.с., аспирант
Розов Н.Х., д.ф.-м.н., профессор
Савельева В.С. – с.н.с.
Смирнов С.Г. – к.ф.-м.н., в.н.с.
Смольникова И.А. – к.ф.-м.н., доцент
Усенков Д.Ю. – с.н.с.
Филлипюк С.В. – с.н.с.
Фроленко Н.Л. – к.п.н., в.н.с.
Шахин В.М. – к.техн.н., с.н.с.
Шухмаш А.Е. – н.с., аспирант
 
Международный центр системных исследований проблем высшего образования и науки, г. Москва:
Манушин Э.А. – академик РАО, д.техн.н., профессор – научный руководитель
Деркач А.А. – д.психол.н., профессор
 
Институт общего среднего образования РАО, г. Москва:
Кузнецов А.А. – академик РАО, д.п.н., профессор – научный руководитель
Бешенков С.А. – д.п.н., профессор
 
ГНПБ им. К. Д. Ушинского:
Сизов Б.Н. - к.п.н. – научный руководитель
Козлова О.В. – н.с.
 
РГПУ им. А.И.Герцена г. С.-Петербург:
Румянцев И.А. - д.техн.н., профессор (СЗФ ИНИНФО, г. С.-Петербург) - научный руководитель
Воробьев Е.И. - д.техн.н., профессор
Копыльцов А.В. - д.техн.н.
Соломин В.П. - к.п.н.
Смирнов В.А. - к.биол.н.
 
Омский государственный педагогический университет:
Лапчик Д.М. - д.п.н., профессор - научный руководитель
Лучко О.Н. - к.п.н., доцент
Лапчик Д.М. - аспирант
 
Государственный педагогический университет, г. Пермь:
Хеннер Е.К. – д.ф.-м.н., профессор – научный руководитель
Миков А.И. – д.ф.-м.н., профессор
Кубышкин А.В. – с.н.с. (Технический университет, г. Пермь)
 
Красноярский государственный педагогический университет:
Пак Н.И. - к.ф.-м.н., профессор - научный руководитель
Майер В.Р. - к.ф.-м.н.
 
Воронежский государственный педагогический университет:
Могилев А.В. - к.ф.-м.н. - научный руководитель
Могилева В.Н.
 
Научно-методический журнал «Информатика и образование», г. Москва:
Кравцова А.Ю. - к.п.н. - научный руководитель
Ловцов Д.А. - д.техн.н., профессор
 
Серпуховский военный институт ракетных войск:
Козлов О.А. - к.техн.н., доцент - научный руководитель
Катарнов А.Б.
Кертанов Ю.Х. (Институт современного бизнеса, г. Москва)
Лысогорский В.С. - к.техн.н. (Управление Военного образования Министерства обороны РФ)
Орленок Е.С. (Институт современного бизнеса, г. Москва)
 
Соисполнители научно-исследовательских коллективов России:
Ваграменко Я.А. - д.техн.н. (ИНИФО МО РФ)
Вяткина Л.В. (Нердвинская средняя школа Карагайского р-на Пермской обл.)
Гельтищева Е.А. – к.мед.н., с.н.с. (МНИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана, г. Москва)
Зайнутдинова Л.Х. - к.техн.н., доцент (Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань)
Каракозов С.Д. - к.ф.-м.н. (Институт информатизации педобразования при Барнаульском педагогическом университете, г. Барнаул)
Круподеров Р.И. – д.п.н. (СЗФ ИНИНФО МО и ПО РФ, г. Елец)
Линькова В.П. – к.техн.н., доцент (Пензенский педуниверситет)
Панюкова С.В.- д.п.н. (Военный автомобмльный институт, г. Рязань)
Пученков Л.Н. - д.техн.н. (МВТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва)
Софронова Н.В. – д.п.н., доцент (Чувашский госпедуниверситет, г. Чебоксары)
Сваровская А.И. (Муниципальная гимназия № 10, г. Новосибирск)
 
Научное редактирование: Роберт И.В. – д.п.н., профессор
Техническое редактирование: Савельева В.С., Усенков Д.Ю.
Компьютерный набор и верстка: Усенков Д.Ю.




22