"Институт управления образованием Российской академии образования"

Центр информатизации образования

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования
Общая информация
Структура
Научные школы
Центр - регионам
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Развитие компетентности в области ИКТ
Сертификационная деятельность
Архив изданий
    Сборник "Ученые записки ИИО РАО" (1997-2015 гг.)
    Электронное периодическое издание "Информационная среда образования и науки" (2011-2014 гг.)
    Журнал "Педагогическая информатика" (2001-2014 гг.)
    Журнал "Информатизация образования и науки" (2009-2013 гг.)
    Научно-методическая литература, изданная в ИИО РАО
    Отчеты НИР и НИОКР по Комплексной программе (1996-2004 гг.)
        ·Отчет за 2004 г.
        ·Отчет за 2003 г.
        ·Отчет за 2002 г.
        ·Отчет за 2001 г.
        ·Отчет за 2000 г.
        ·Отчет за 1999 г.
        ·Отчет за 1998 г.
        ·Отчет за 1996 г.
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

Отчет за 1998 г.


/ Реферат / Список исполнителей /

РЕФЕРАТ

За отчетный период в рамках НИР и НИОКР но Комплесной программе "Информа­ционные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования бы­ли рассмотрены психолого-педагогические, эргономические, программно-технические аспекты применения информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного образования. Выполнен сравнительный анализ состояния и перспектив применения информационных и коммуникационных технологий в системах образования различных стран. Проверены исследования в области психолого-педагогического  воздействия применения ИКТ на физическое и психическое состояние учащегося, на основе которых разработаны рекомендации социально-психологического  аспекта, обеспечивающие комфортные условия обучения.

Особое внимание в отчете уделено исследованию возможностей глобальных коммуникаций в системе непрерывного образования в аспекте телекоммуникационной среды, дифференциации образования и реализации педагогической технологии безопасного дистанционного обучения. Предложены основы информационной технологии дифференцированного дистанционного обучения, в том числе разработаны алгоритмы и схемы, состав, структура и основные составляющие учебно-методических материалов для пользователей. Рассмотрены вопросы создания научно-методического обеспечения для реализации дифференцированного и методы обработки учебного материала. Разработаны некоторые управления и контроля при дистанционном обучении, приведена примерная структура мелодических материалов и фрагменты соответствующего учебного плана для слушателей разных уровней подготовки.

Значительное внимание в отчетный период было уделено методическим разра­боткам, ориентированным как на разработчиков методических систем обучения, функционирующих на основе современных информационных и коммуникационных технологий, так и на пользователей (учителей школ, преподавателей средне­го и высшего звена профильного образования, слушателей факультетов повыше­ния квалификации) в области применения средств информатизации и коммуни­кации. Особое внимание при этом было уделено проблемам подготовки учителя к применению современных информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, в том числе обеспечения учителя методикой осуществления экспертно-аналитической деятельности по оценке качества CD- ROM учебного назначения и применения инструментария технологии мультиме­диа в процессе разработки и использования обучающих систем Разработана также методика конструирования и использования электронных энциклопедий при параллельном или совместном изучении естественных, математических дис­циплин и истории.

Проедено обоснование педагогической целесообразности стандартизации приме­нения информационных и коммуникационных технологий в процессе изучения общеобразовательных предметов. Обоснованы методические подходы к определе­нию стандарта многоуровневой графической подготовки как фундаментального элемента современного образования и выявлены условия формирования графиче­ских образов трехмерных объектов при использовании геометрических примити­вов динамического представления.

За отчетный период были созданы на уровне исследовательских прототипов при­кладные программные средства, информационные обучающие, системы, реали­зующие возможности инструментария технологии мультимедиа, а также исходные требования и сценарии к программным средствам и системам учебного назначе­ния. Разработаны программно-методические средства, для среднего звена образования и электронные учебники по общетехническим и общепрофессиональным дисциплинам для высших учебных заведений технического профиля, в том числе электронный учебник по разделу электрических цепей курса электротехники (про­граммная реализация).

Особое внимание в отчете обращено на исследования в области педагогико-эргономических условий безопасного и педагогически эффективного использова­ния средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации. Подго­товлены Пакет документов для аккредитации Института информатизации образо­вания- РАО в качестве органа по сертификации средств вычислительной техники и информатизации для образования и Отраслевой стандарт, отражающий педагогико-эргономические технические, и пр. требования к комплекту учебной вычисли­тельной техники и базовому программному обеспечению.

За отчетный период в ГНПВ им. К.Д Ушинского сформирована база данных ГНПБ на CD-ROM, созданы экспериментальные полнотекстовые БД для работы с исполь­зованием CD-ROM. Проведены разработка и исследование программно-технологического комплекса электронных изданий из баз данных ГНПБ, показана его эффективность. Создана настольная издательская система для электронного издания указателя "Литература по педагогическим наукам и народному образованию" (отечественная и иностранная), позволяющая существенно сократить время формирования Указателя. Разработаны методические рекомендации по проблемам повышения квалификации библиотечных кадров системы образования, дана оценка суще­ствующей системы и подготовлены предложения по ее совершенствованию.

Результаты НИР и НИОКР по Комплексной программе оперативно и широко (по регионам России) внедряются в отечественную школу при активной поддержке Минобразования РФ. На протяжении отчетного периода сотрудники Института как члены Экспертной комиссии по оценке качества программных средств учебного назначения (при ИНИНФО МОиПО РФ) осуществляли экспериментальную про­верку программных средств учебного назначения; на правах членов Экспертного Совета МОиПО РФ принимали участие в утверждении учебно-методических ма­териалов по курсу информатики.

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Институт информатизации образования РАО, г. Москва:
Роберт И.В. –– д.п.н., профессор, научный руководитель
Власова Ю.Ю. – к.п.н., н.с
Галкина А.И. – н.с.
Глейзер Г.Д. – академик РАО, д.п.н., профессор
Григорьев П.Г. – ведущий программист
Долматов В.П. – к.п.н., в.н.с.
Жданов А.О. – м.н.с.
Жданов С.А. – к.п.н., профессор
Козлова Н.В. – с.н.с.
Кузнецов А.А. – академик РАО, д.п.н., профессор
Мартынов Д.А. – н.с.
Новиков С.П. – к.п.н., доцент
Пантюхин П.Я. – к.техн.н., с.н.с.
Роганов Д.А. – м.н.с.
Розов Н.Х., д.ф.-м.н., профессор
Рыкунова Н.Б. – ведущий программист
Савельева В.С. – с.н.с.
Смирнов С.Г. – к.ф.-м.н., с.н.с.
Смольникова И.А. – к.ф.-м.н., доцент
Усенков Д.Ю. – с.н.с.
Филлипюк С.В. – с.н.с.
Фроленко Н.Л. – в.н.с., к.п.н.
Шахин В.М. – к.техн.н., с.н.с.
Шухмаш А.Е. – к.п.н.
 
Международный центр системных исследований проблем высшего образования и науки, г. Москва:
Манушин Э.А. – академик РАО, д.техн.н., профессор – научный руководитель
Деркач А.А. – д.психол.н., профессор
Сизов Б.Н. – к.п.н., с.н.с. - научный руководитель
Мовшон Л.М. – к.техн.н., с.н.с.
Козлова О.В. – н.с.
 
Институт образования взрослых РАО, г. С.-Петербург:
Глейзер Г.Д. – академик РАО, д.п.н., профессор – научный руководитель
Кочуров В.Ф. – д.п.н., профессор
Марон А.Е. – д.п.н., профессор
 
Институт общего среднего образования РАО, г. Москва:
Кузнецов А.А. – академик РАО, д.п.н., профессор – научный руководитель
Бешенков С.А. – д.п.н., профессор
Захарова Т.Б. – д.п.н., с.н.с.
 
Научно-методический журнал «Информатика и образование», г. Москва:
Кравцова А.Ю. - к.п.н. - научный руководитель
Ловцов Д.А. - д.техн.н., профессор
 
Государственный педагогический университет, г. Пермь:
Хеннер Е.К. – д.ф.-м.н., профессор – научный руководитель
Миков А.И. – д.ф.-м.н., профессор
 
Соисполнители научно-исследовательских коллективов России:
Ваграменко Я.А. - д.техн.н. (ИНИФО МО РФ)
Воробьев Е.И. - д.техн.н., профессор (РГПУ, г. С.-Петербург)
Гельтищева Е.А. – к.мед.н., с.н.с. (МНИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана, г. Москва)
Зайнутдинова Л.Х. - к.техн.н., доцент (Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань)
Каракозов С.Д. - к.ф.-м.н. (Институт информатизации педобразования при Барнаульском педагогическом университете, г. Барнаул)
Козлов О.А. - к.техн.н. (Серпуховской институт ракетных войск)
Круподеров Р.И. – д.п.н. (СЗФ ИНИНФО МО и ПО РФ, г. Елец)
Кубышкин А.В. – с.н.с. (Технический университет, г. Пермь)
Линькова В.П. – к.техн.н., доцент (Пензенский педуниверситет)
Мартынов И.А. - д.техн.н., профессор (МГТА им. А.Н. Косыгина, г. Москва)
Панюкова С.В.- д.п.н.(Рязанское высшее инженерно-автомобильное училище)
Пономарев В.М. - д.техн.н., профессор (СПИИ РАН, г. С.-Петербург)
Румянцев И.А. - д.техн.н. (СЗФ ИНИФО г. С.-Петербург)
Софронова Н.В. – д.п.н., доцент (Чувашский госпедуниверситет, г. Чебоксары)
Яйлеткан А.А. – ведущий методист (Комитет по образованию г. Тюмени)
 
Научное редактирование: Роберт И.В. – д.п.н., профессор, Козлов О.А. — д.п.н.




22