Информация по материалам публикаций
в журнале "Информатика и образование" N8 за 1997 год.

 

           

 

СУРГУТ - МОСКВА - ЛОНДОН

           Институт образования Лондонского университета (Кристина Престон) уже несколько лет реализует проект "Миранда", основная цель которого - повысить квалификацию учителей и методистов в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. В России партнерами института являются Институт информатизации образования Российской академии образования (И. В. Роберт) и редакция журнала "Информатика и образование" (А. Ю. Кравцова).
           В рамках этого проекта проводятся семинары, организуется посещение выставок, учеба на курсах (см.: Информатика и образование. 1996. 2; 1997. 4).
           Летом 1997 г. девять преподавателей-предметников Высшей гимназии-лаборатории Салахова (г. Сургут) и представители журнала "Информатика и образование" в рамках этого проекта прослушали специально организованный для них курс лекций ло проблемам использования ИКТ в образовании.

Мы работаем в HyperStudio

           "Миранда" - это проект, который предлагает преподавателям новые, нетрадиционные подходы в обучении, используя возможности международной компьютерной связи и информационных технологий. Этот проект получил широкое распространение в странах Европейского Союза, в Латинской Америке, Чехии.
           Кристина Престон - одна из руководителей "Миранда" (статья Кристины Престон о проекте "Миранда" и проблемах использования новых технологий в работе преподавателей опубликована в журнале "Информатика и образование" 4 за 1997 г.), обаятельная и приветливая, сразу же поставила перед нами достаточно сложную задачу: для получения сертификата необходимо освоить основные принципы работы с программой HyperStudio, обсудить и утвердить собственный сценарий, разработать небольшую мультимедийную программу и защитить ее.
           Итак, после цикла лекций последовал практический курс и самостоятельная разработка программ, темы для которых каждый преподаватель получал в соответствии со своим учебным предметом. Большую поддержку нам оказывала Лиз Хеверин, заведующая кабинетом ИКТ в Институте образования, - только с ее помощью мы разобрались в огромном фонде университетской библиотеки, научились сканировать необходимые материалы и вводить комментарии.
           Очень интересно было изучать анимационные возможности HyperStudio.
           В нашей группе были собраны преподаватели различных дисциплин, и каждый, чем мог, помогал друг другу. Особенно ценной была поддержка преподавателя информатики (В. А. Козуся) и английского языка (И. А. Дивавиной). Разработанные нами программы были просмотрены и оценены преподавателями из Великобритании, Индии, Перу, которые тоже слушали лекции вместе с нами. Их особенно удивила информационная насыщенность представленных программ и достаточно высокая, по их мнению, сложность поставленных перед нами заданий. Лучшими работами были признаны программы по информатике (автор В. А. Козусь), физике (Ю. В. Кузнецова) и логике (Я. Ю. Сухова).
           Эти занятия стали для нас первой ступенькой в большой и, мы уверены, достаточно плодотворной работе по освоению новых технологий в учебном процессе, а быстро пролетевшие две недели в Лондоне - незабываемым впечатлением.

Н. Н. Сидорова,
заместитель директора
Высшей гимназии-лаборатории Салахова

 

ЛОНДОН - МОСКВА - СУРГУТ

Компьютеры в Школе Хейлбэри

           Хейлбэри - негосударственная средняя школа, руководство которой убеждено, что использование ИКТ жизненно необходимо в учебном процессе, а ученики должны иметь свободный доступ к компьютерам. Но для этого следовало, в первую очередь, обучить преподавателей. Существует два уровня подготовки преподавателей. На первом учителя должны приобрести уверенность и стать компетентными пользователями. Затем им необходимо определить, каким образом адаптировать свою методику обучения, чтобы проводить занятия в компьютерном классе. Учащиеся, на наш взгляд, ни в коем случае не должны чувствовать беспомощность или неуверенность при работе в группе.
           Итак, мы арендовали на 2 года 50 портативных компьютеров, большинство из которых было распределено среди преподавателей, а одиннадцать были переданы в класс, в котором обучаются только юноши 12 лет. Использование портативных компьютеров началось в сентябре 1996 г. одновременно с инсталляцией новой базы данных. Это помогло выделить наиболее значимые виды подготовки преподавателей по ИКТ. Ученики интенсивно использовали компьютеры на уроках по некоторым предметам. При выполнении домашней работы компьютеры использовались практически по всем дисциплинам.
           Но программы индивидуального обучения педагогов выполнялись не так быстро, как планировалось. Тем не менее, многие преподаватели, имеющие портативные компьютеры, приобрели позитивный опыт. Многие в процессе работы убедились в том, что компьютеры стали для них необходимым средством в их профессиональной деятельности. Школьная сетевая база данных предоставила им возможность использовать компьютеры для получения полезной статистической информации, что позволило освободить часть времени для совершенствования методической работы. С течением времени такая база данных будет дополняться новой информацией. Это был еще один аргумент "за" использование компьютеров. Все это помогло преподавателям осознать необходимость перемен. Хотя еще встречается некоторое сопротивление, но чувство, что новые идеи все же пробивают себе дорогу, вселяет надежду.
           На следующий год мы продолжим развитие: будем продвигаться в сторону использования компьютеров во всех предметах учебного курса. В процессе повсеместного перехода к компьютерам мы выделим небольшой парк компьютеров для тестирования развития компьютерных навыков учеников. Сейчас мы располагаем только опытом работы учеников на портативных компьютерах, к анализу и оценке которого мы приступим в следующем году. В планы нашей работы входят консультации с родителями, от решения которых в значительной степени зависят закупки техники. Это могут быть прямые закупки, лизинг, аренда, но любые новые закупки должны учитывать совместимость с тем, что уже имеется.
           В нашей школе учится трое учащихся из России, и мне хотелось бы отметить их очень хорошую подготовку.

Нил Атей,
Школа Хейлбэри, ответственный за информатизацию

 

До свиданья, туманный Альбион

           Вместе с группой "информатиков", как мы ее называли, школу в Хейлбэри посетили и мы, учителя английского языка Высшей гимназии-лаборатории Салахова, которые в то же самое время повышали свою квалификацию в Лондоне. В школе мы с интересом познакомились с работой медиатеки, в которой большое число методических материалов и CD-ROM для преподавателей английского языка. Я думаю, что использование информационных технологий в нашей работе должно стать такой же неотъемлемой частью профессиональной деятельности, как это стало для наших английских коллег.
           В течение двух недель учителя совершенствовали свои знания, учились новым интересным формам и методам обучения иностранным языкам у своих британских коллег под руководством преподавателя Джона Престона в одной из центральных школ Лондона по изучению английского языка.
           Ежедневно после занятий все учителя отправлялись в путешествие по многочисленным достопримечательностям и до поздней ночи под зонтами бродили по знакомым прежде только со страниц учебников и художественных книг улицам туманного Альбиона, соприкасаясь с живой историей, радуясь обилию цветов.
           Мы покидали Лондон с большим сожалением и с огромной надеждой вернуться сюда еще раз.

И. Г. Полятыкина,
заместитель директора
Высшей гимназии-лаборатории Салахова